В старших и
подготовительных группах прошли беседы о М.Пришвине.
Природа – это
всё естественное богатство окружающего мира, которое открывается юному человеку
в процессе познания, труда и творчества. Она живёт по своим законам, а человеку
важно понять эти законы, так как человек и природа составляют единое целое.
Задача воспитателя
состоит в том, чтобы помочь ребёнку в полной мере увидеть и понять красоту
природы, воспитать в нём высокие нравственные качества, которые необходимы для
его последующего развития и формирования как личности, как человека.
Художественная
литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Через неё идёт
знакомство с окружающим миром, который раскрывает при помощи книги свои тайны,
воспитывает нравственные, эстетические и другие качества человека, начинает
формировать личность.
Книги являются своеобразной платформой, где
сосредоточены знания о природе. На основе этих книг идёт развитие представлений
ребёнка о том, какое должно быть отношение к окружающему миру. Познавать мир с
помощью природоведческой книги – значит, иметь возможность познакомить ребёнка
со многими важными для него аспектами жизни.
В этой работе
большую помощь оказывают
рассказы писателей, которые учат
детей не только видеть красоту
природы, но и бережно к ней относиться.
В своих произведениях М.М. Пришвин служит
примером бережного отношения к природе. Его рассказы способны пробудить и
развить те лучшие качества человека, которые необходимы в жизни. Читая их, мы
расширяем кругозор детей, получаем реальную информацию, в которой могут
содержаться события, фактически сходные с ситуациями, которые могут случиться в
реальной жизни. Чтобы любить природу, надо ее знать, а чтобы знать, необходимо
ее изучать. Необходимо систематически учить детей бережному отношению к
природе.
Всю свою жизнь
Пришвин хранил в себе ребёнка, смотревшего на прекрасный мир широко открытыми,
радостными и удивлёнными глазами. Наверное, именно поэтому рассказы писателя
так легко воспринимаются детьми.
Герои рассказов
и повестей М. М. Пришвина формируют представления о том, каким должен быть
человек и как он должен относиться к окружающему его миру.
В рассказах
Пришвина очень много познавательного. Например, в рассказе «Ёж»” дети узнают о
повадках зверька, в «Золотом луге» – о том, что одуванчик ложится спать
вечером, закрывая свои лепестки, а утром просыпается.
Произведения
М.Пришвина можно не только читать, но и использовать в качестве зарисовок о
природе, например, «Деревья в лесу»: Снежная пороша. В лесу очень тихо и так
тепло, что только вот не тает. Деревья окружены снегом, ели повесили громадные
тяжёлые лапы, берёзы склонились и некоторые даже согнулись макушками до самой
земли и стали кружевными арками. Так вот и у деревьев, как у людей: ни одна
ёлка не склонится ни под какой тяжестью, разве что сломится, а берёза чуть что
– и склоняется. Ель царствует со своей верхней мутовкой, а берёза плачет».
Прочитав такую зарисовку на уроках изучения жанра пейзажа, учитель поможет
детям живо представить зимний лес и нарисовать чудесные рисунки. И таких
зарисовок у Пришвина очень много: «Рябина краснеет», «Первый мороз», «Силач»,
«Осинкам холодно», «Осень», «Анютины глазки» и многие другие. Эти зарисовки
можно использовать в различных беседах с детьми. Например, если беседа об
осени, можно использовать зарисовки: «Листопад», «Осенние листики», «Осинкам
холодно» и другие.
Писатель так
точно и умело описывает то или иное явление, что педагогу ничего и не надо
придумывать нового.
Великая любовь
Пришвина к природе родилась из его любви к народу и к той земле, на которой он
жил и трудился.
Его произведения
пронизаны той добротой, которая присуща тем людям, которые живут, общаясь с
природой, и являются её неотъемлемой частью.
Рассказы и
повести писателя могут эффективно использоваться в воспитании детей. Развивая
познавательные интересы детей, мы можем показать всю красоту окружающего мира,
дать понять, что человек не может быть охотником – он часть природы, с которой
необходимо подружиться и изучить её, научиться бережному отношению к ней.
Таким образом,
книги Пришвина играют важную роль в изучении окружающего мира и воспитании
нравственно-эстетических качеств дошкольников.
Что можно
почитать:
1. Пришвин М.М. «Кладовая солнца», М.
«Детская литература», 2001
2. Пришвин М. М. Лесная капель, Краснодарское
книжное издательство, 1984
3. Зурабова
К. // Учительская газета. - 2008. - 12 февр.
4. http://festival.1september.ru/articles
5. http://lib.rin.ru/doc/i/197091p.html
6. Ивич
А. «Природа и дети», Детская литература, 1980
7. Мотяшов И. «Михаил Пришвин». М., 1965
8. М.Пришвин. "Кладовая солнца".
Повесть и рассказы, Минск, "Народная асвета", 1980
Фотографии >>>
|